суббота, 17 марта 2012 г.

Последние свободные люди


Канал «Культура» пару лет назад (а я не знал) показывал документальный сериал «Последние свободные люди». Одна из серий сериала была посвящена индейцам хоти – хоти посетила испанская экспедиция.
Приятно было увидеть знакомые места и даже лица:
- пересохшая в сухой сезон и заваленная упавшими деревьями река Парусито, или ее крохотные притоки Каньо-Бандарита и Каньо-Москито;
- тепуи Яви и поросшие густым лесом пологие холмы Сьерры-де-Маигуалиды;
- знакомые индейские лица.
Фильм, согласно выходным данным, смонтирован в 2008 году, но съемки хоти, я полагаю, сделаны, очевидно, раньше. Знакомые мне, мелькающие в кадре индейцы стали немного старше, по сравнению с 2001 годом, когда я посетил их. Все-таки мы были первыми! Счастливое было время!

…из экспедиционных дневников 2001 года:
Река Парусито
«Два дня мы поднимались вверх по течению реки Парусито, а затем по ее небольшому притоку реке Каньо-Бандарито. Наше длинное узкое каноэ, выдолбленное индейцами пиароа из цельного ствола дерева и оснащенное мотором, сторонясь затопленных стволов упавших деревьев, монотонно следовало многочисленным изгибам мутной реки. С обеих ее сторон величественно возвышался роскошный тропический лес. Кайманы и игуаны с любопытством поглядывали на нас с берега, речные дельфины то и дело всплывали, показывая свои спины, пугаясь шума мотора, на деревьях затихали обезьяны-ревуны, над головой пролетали попугаи, туканы, огромные коричневые бабочки морфо - всюду кипела жизнь! В эти дни я чувствовал себя счастливым - редкое ощущение реального счастья в настоящий конкретный момент – сбылась моя давняя мечта!
Мои проводники искали лишь им знакомые приметы, как выяснилось позже, - тихую лагуну, скрывавшуюся за очередным изгибом реки. Через несколько часов хода причаливаем каноэ к берегу - до стоянки хоти дальше надо идти пешком.
Проводники снимают японский подвесной мотор, выгружают на берег бочки с бензином. Смотрю, они просто заносят все это добро в ближайшие кусты, лишь слегка прикрывая его ветками. У хоти мы должны провести несколько дней, в нескольких километрах от этого места.
- Как же мы оставим здесь мотор, бензин и каноэ без присмотра? Вдруг кто-нибудь украдет все это? Как же мы тогда вернемся назад? - недоуменно спрашиваю я.
- Не волнуйся, здесь в Сьерра-де-Маигуалида нет людей, - отвечают мне проводники.
Наша экспедиция на фоне тепуи Яви
Вдоль лагуны идет тропа, уходящая от Каньо-Бандарито в глубь леса. Оставив каноэ на берегу реки, мы двигаемся в путь. Помогая себе мачете, сразу же приходится пробиваться через сплетения лиан и какие-то колючки. Однако лес скоро кончился, и мы вступили в саванну. Я увидел величественную гору-тепуи Коробо, возвышавшуюся над долиной.
Путь по саванне оказался также не долгим - мы вновь вступили под полог тропического леса, раскинувшегося у подножия диких и таинственных гор Сьерра-де-Маигуалида. Тропа вела к индейцам хоти.
Я еще никого не успел увидеть, когда мои проводники кому-то приветственно закричали. Тропа проходила вдоль небольшой лесной речушки, на другом берегу которой показался голый мужчина-индеец, на нем были надеты лишь зеленая набедренная повязка и красные бусы на шее. Он что-то кричит на незнакомом языке и оживленно нам жестикулирует, указывая на хрупкую переправу через разделяющую нас речушку. Переправа представляет собой импровизированный мосток, образовавшийся благодаря упавшим стволам деревьев, к ним хоти, в качестве поручней, привязали лианами несколько крупных стеблей от больших листьев пальмы. Индеец помогает нам перенести вещи на другой берег, и мы оказываемся лицом к лицу с хоти.»
Мальчик в гамаке
Мужчина за изготовлением стрел
Игрушка хоти
Колчан со стрелами
Мальчик хоти
Дети хоти