Краткий обзор видеоматериалов, привезенных из экспедиции 2013 г. к индейцам ваура, проживающим в Бразилии в штате Мату-Гросу.
В период созревания плодов дерева Caryocar Brasiliens, или пеки, в октябре-ноябре, индейцы ваура проводят ежегодный праздник пеки, состоящий из цикла церемоний, символическое значение которых тесно связано с мифологическими представлениями этого народа.
Наблюдаемый праздник длился девять дней и ночей и состоял из нескольких сменяющих друг друга церемоний: первый день: ватапа (уатапа), аваулу, хыхэга; второй: киририо, укалутапа; третий: юпе, алуа; четвертый: куриматапỳ; пятый-девятый: мапулавá.
Церемония хыхэга. Игра на флейтах.
Церемония киририо – кузнечик. Группа молодых мужчин, натерев свои тела углем из костра и маслом орехов пеки, удалилась на край деревни. Скользкие и черные, они прибежали оттуда в центр площади и начали хватать и мазать женщин, поедавших рыбу с маниоковыми лепешками у мужского дома. Расправившись с ними, мужчины отправились с визитом по всем хижинам деревни, стараясь перепачкать как можно больше своих соплеменниц.
Церемония алуа – летучая мышь. На этой церемонии мужчины изображали летучих мышей: на свои тела углем из костра они нанесли кресты, на головах закрепили сделанные из соломы и хлопковых нитей маленькие ушки. На окраине деревни набрали всевозможного мусора: опавшую пожухлую листву, брошенные кусочки материи, частички пластика, наломали зеленых веток. Как поясняют ваура, летучие мыши несут в хижину к человеку различный мусор.
Имитируя стаю летучих мышей, участники церемонии с громкими криками посетили площадку перед мужским домом и отправились к хижине шамана - хозяина праздника пеки. Внутри хижины, у выхода, ведущего на площадь, мужчины встали в круг на четвереньки. В центре его двое из них исполнили ритуальную песню, по окончании которой толпа громко вскрикнула, и молодые участники ритуала, захватив с собой принесенный мусор, начали ловко карабкаться вверх по жердям, образующим каркас крыши. На высоте нескольких метров над землей они подвешивали бесполезный хлам на различные элементы конструкции. Пристроив его, свисали головой вниз, зацепившись ногами за стропила, пищали, как летучие мыши, изображая этих животных. Замусорив жилище хозяина праздника, процессия ретировалась к мужскому дому.