- Первые сведения о культуре ваорани были получены антропологами лишь в конце 1950-х гг. Ваорани считают, что все чужаки – каннибалы (кувуди), от которых надо защищаться или их надо убивать. Еще совсем недавно ок. 40 % смертей среди мужчин-ваорани случалось в результате кровной мести. Они верят, что душа умершего человека на своем пути на небо к Ваэньонги должна перепрыгнуть с помощью лианы над большой анакондой. Только тогда она сможет найти последний покой в своем гамаке, подвешенном между звездами. Кто не сумел с этим справиться, возвращается обратно на землю в качестве насекомого.
- В период 1930-1950-х гг. ваорани убили многих членов геологоразведочных экспедиций, проникавших на их землю. В 1967 г. в эквадорском Ориенте была найдена нефть. Начался, продолжающийся и по сей день, нефтяной бум, основные, порой трагические события которого разворачиваются на исконной территории проживания ваорани, волею судеб практически полностью совпадающей с районом залегания одних из самых богатейших запасов нефти в мире: год от года нефтяные компании все глубже и глубже проникают в девственные джунгли, прокладываются автомобильные дороги, разрезающие сельву по всем направлениям, тянутся многокилометровые трубопроводы, бурятся все новые и новые скважины. При этом наносится непоправимый ущерб уникальной природе края.
- Под натиском современной цивилизации находится и самобытная культура ваорани. Нефтяники, стараясь получить расположение ваорани, снабжают их общины одеждой, промышленными товарами и даже подвесными моторами для лодок. Жители общин, которые тесно соприкасаются с современной цивилизацией, больше не хотят поддерживать традиционный уклад жизни: молодежь не желает соблюдать древних традиций, мужчины устраиваются разнорабочими на нефтеразработки – все желают получать подарки и блага из внешнего мира.
- Сейчас большинство ваорани находится под влиянием протестантских миссионеров “Summer Institute of linguistic” и проживает на территории протектората ваорани, созданного в 1968 г. на юго-западе их племенной территории между рр. Нушиньо и Чалуаяаку и имеющего статус резервации.
- Отдельные разрозненные общины ваорани, по-прежнему продолжающие вести традиционный образ жизни и находящиеся на значительном удалении друг от друга, еще и сегодня живут между рр. Шипирно и Кононако, Кононако и Курарай, Тигуино и Качияаку, на р. Дьйоветоми и Ясуни.
- По меньшей мере, два, т.н. неконтактных клана ваорани – тагаири и тароменане (существует сырая неподтвержденная информация, что таких кланов может быть около пяти) продолжают вести полностью изолированный образ жизни, враждебно воспринимая любые попытки чужаков-кувуди вступить с ними в контакт.
- В этот раз, во многом не по своей воле, я задержался со стартом экспедиции – сухой сезон в тропических лесах бассейна великой Амазонки подходит к концу. Совсем скоро начнется сезон дождей. Каждый день потоки воды будут обрушиваться на бескрайние первобытные леса, крохотные незаметные ручейки превратятся в бурные мутно желтые потоки, уровень воды в Кононако каждый день будет подыматься на несколько метров. Ну и что ж, не все же мне ездить в сухой сезон – зато я узнаю, что такое сезон дождей в сельве – ваорани ждут. Ваапони! Увидимся!
- P.S. Готов взять с собой напарника. Решение об участии в экспедиции следует принимать быстро!
- На карте обозначен предполагаемый маршрут экспедиции и ориентировочный район, который ей предстоит исследовать.
Сбор средств на печать книги
воскресенье, 12 апреля 2009 г.
Экспедиция к индейцам ваорани
Labels:
Амазония,
Индейцы ваорани,
индейцы Эквадора,
Эквадор,
экспедиция,
indians waorani
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий