В музее антропологии МГУ есть интересные вещи, относящиеся к культуре индейцев Южной Америки и индейцев Амазонии, в частности: плащ из растительных волокон индейцев омагуа, горны индейцев кадиувео, сосуд для воды индейцев гуарани и головной убор из перьев индейцев мундуруку. Все эти предметы демонстрируются на постоянной экспозиции. Я не знаю, есть ли в фондах музея еще экспонаты, относящиеся к культуре индейских этнических групп тропических лесов и саванн Южной Америки, - более закрытого музея я не знаю. Посетить его можно только в составе группы, по предварительной записи, пройдя кордоны охраны. Между тем в его фондах содержится несколько сотен тысяч единиц хранения, в том числе непосредственно относящиеся к этнографии различных народов мира. Есть шкафы с учетными карточками, но нет никаких печатных, электронных или он-лайн каталогов. Музею присвоен официальный статус, он очевидно имеет полное право претендовать на мировой уровень. Удивительная ситуация! Сотрудники музея отвечают, что все дело в отсутствии финансирования. Мне кажется, вполне можно и нужно подавать заявку на какой-либо грант, скажем, по работе по обработке и атрибутированию имеющихся в музее коллекций и отдельных предметов.
Во время посещения музея я увидел в одной из витрин головной убор из перьев - это Амазония, понимаю, любой специалист издалека определит, что головной убор принадлежит индейцам мундуруку, проживающим в Бразилии. Подхожу ближе. Головной убор очень старый. Яркие длинные перья попугая ара, не поймешь, выглядят общипанными или поврежденными, мелкие перышки на плетеной шапочке, их удерживающей, поредели. Что вы думаете я читаю на сопроводительной надписи к головному убору мундуруку: "Головной убор, украшение. Южная Америка. Вторая половина XIX века. Растительное волокно, перья птиц." Все. Спрашиваю сотрудника музея: "Почему у вас головной убор не атрибутирован?"
- Как не атрибутирован? - говорит, - вот же указано: "Головной убор, Южная Америка".
Фантастика!
Так вот - это головной убор индейцев мундуруку. Однако весьма интересно, каким образом головной убор мундуруку мог оказаться в музее антропологии МГУ. Из российских исследователей и путешественников у мундуруку была только экспедиция под руководством Г.И. Лангсдорфа, изучавшая внутренние области Бразилии в первой трети 19 в. На указателе в музее стоит: "Вторая половина XIX века". Значит, следует предположить, что в музее зафиксировано, описано, как и от кого он попал в музей. Почему тогда не указана этническая группа, конкретный человек или экспедиция? Или это корректная формулировка, замалчивание сотрудниками неполной информации о предмете? Мог ли головной убор мундуруку оказаться в Москве в музее антропологии МГУ, скажем, в качестве подарка из Санкт-Петербурга, из коллекции Г.И. Лангсдорфа, хранящейся в МАЭ (Кунсткамере) им. Петра Великого? Маловероятно. Удивительная музейная история!
Головной убор индейцев мундуруку весьма редкий и ценный экспонат. Такие головные уборы можно увидеть лишь в немногих музейных коллекциях мира: в России в МАЭ им Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге, в музее антропологии МГУ в Москве, США в Peabody Museum (Harvard University, Cambridge, Massachusetts, USA), Испании в Museo de América (Madrid, España), вероятно, в Португалии (все-таки Бразилия была колонией Португалии) и, возможно, в Германии в Museum Fünf Kontinente (München, Deutschland; в залах не демонстрируется, но логично предположить, что такой головной убор можно встретить в фондах музея, т.к. немецкие натуралисты Johann Baptist Ritter von Spix и Carl Friedrich Phillip von Martius посещали мундуруку в начале 19 в.).
- Как не атрибутирован? - говорит, - вот же указано: "Головной убор, Южная Америка".
Фантастика!
Так вот - это головной убор индейцев мундуруку. Однако весьма интересно, каким образом головной убор мундуруку мог оказаться в музее антропологии МГУ. Из российских исследователей и путешественников у мундуруку была только экспедиция под руководством Г.И. Лангсдорфа, изучавшая внутренние области Бразилии в первой трети 19 в. На указателе в музее стоит: "Вторая половина XIX века". Значит, следует предположить, что в музее зафиксировано, описано, как и от кого он попал в музей. Почему тогда не указана этническая группа, конкретный человек или экспедиция? Или это корректная формулировка, замалчивание сотрудниками неполной информации о предмете? Мог ли головной убор мундуруку оказаться в Москве в музее антропологии МГУ, скажем, в качестве подарка из Санкт-Петербурга, из коллекции Г.И. Лангсдорфа, хранящейся в МАЭ (Кунсткамере) им. Петра Великого? Маловероятно. Удивительная музейная история!
Головной убор индейцев мундуруку весьма редкий и ценный экспонат. Такие головные уборы можно увидеть лишь в немногих музейных коллекциях мира: в России в МАЭ им Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге, в музее антропологии МГУ в Москве, США в Peabody Museum (Harvard University, Cambridge, Massachusetts, USA), Испании в Museo de América (Madrid, España), вероятно, в Португалии (все-таки Бразилия была колонией Португалии) и, возможно, в Германии в Museum Fünf Kontinente (München, Deutschland; в залах не демонстрируется, но логично предположить, что такой головной убор можно встретить в фондах музея, т.к. немецкие натуралисты Johann Baptist Ritter von Spix и Carl Friedrich Phillip von Martius посещали мундуруку в начале 19 в.).
Один из залов постоянной экспозиции в музее антропологии МГУ
Плащ из растительных волокон индейцев омагуа У витрины с американскими предметами
Американские предметы на постоянной экспозиции музея антропологии МГУ
Головной убор мундуруку в музее антропологии МГУ
Воин мундуруку. Рисунок Эркюля Флоранса, участника экспедиции академика Г.И. Лангсдорфа, 1828
Манекен воина мундуруку. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера), 2017
Головной убор мундуруку в Peabody Museum (Harvard University, Cambridge, Massachusetts, USA)
Головной убор мундуруку в Museo de América (Madrid, España)
Мундуруку в головном уборе. Цветная литография. Экспедиция Spix и Martius, 1817
На головной убор индейцев мундуруку очень похож головной убор индейцев рикбактса, живущих в Бразилии на небольшом удалении от индейцев мундуруку. Главное отличие - у рикбактса нет плетеной шапочки, удерживающей перья.
Головной убор индейцев рикбактса. Museo de Culturas Indigenas (Iquitos, Peru), 2017
Головной убор индейцев рикбактса. Musées royaux d′Art et d′ Histoire/Musée du Cinquantenaire (Brussels, Belgium), 2014
Комментариев нет:
Отправить комментарий